Как подстраховаться в фриланс-проектах

15.09.21

Окончательно уйти от аутсорсинга не получается. Да и в других сферах экономики субподряд активно используется. И имеет похожие проблемы в том случае, особенно если аутсорсинг не встроен в общий процесс, а нужен от случая к случаю. Начиная от услуг гостей из южных республик на стройках и заканчивая размещением части производства на чужих мощностях. Но лучше все-таки эту случайность максимально систематизировать.

1. Создавать подушку безопасности по времени. А лучше сразу две — одна для фрилансера, другая — для заказчика. Например, календарные начало работ и дедлайн — 1 и 29 октября, соответственно. Заказчик должен получить результат 22го числа, а удаленщик сдать работу — 15го. И даже если срок сдачи поставлен на 15е, в случае с аутсорсерами лучше перенести его на попозже. И еще, не стоит говорить заказчику дату завершения работ, сказанную фрилансером. Скорее всего, придется вслед за ним повторять каждый день раздражающее “пришлю финальную версию завтра”. А ведь сдача работ состоит не только из пересылки результата — нужно не забыть и время на исправления и доработки.

2. Использовать постоянных и проверенных субподрядчиков. Тут останется только один риск — срыва сроков. Хотя ради долгосрочных отношений они скорее поднапрягутся и поработают в усиленном режиме, чем скажут “извини, начальник — не осилил”.

3. Работать по план-графику. Удаленщики должны также работать по плану, а не “к понедельнику”. Даже если работ немного, нужно разбить их на последовательность этапов, которые привязаны ко времени. Пусть даже это будут задачи на час или полтора — иначе будет сложно контролировать прогресс.

4. Давать премии за скорость работы. Стоит оговорить премии за скорость работы. Это не всегда помогает, но есть шанс замотивировать человека сильнее. Иногда наоборот, предлагаются штрафы, но лучше обойтись без них — есть вариант, что удаленщик обидится и не даст вообще никаких результатов.

5. Иметь максимум контактов субподрядчика. Очень поможет в случае пропажи человека. Если контакт прервался по уважительной причине, он скорее узнает об этом. Если просто скрывается — рассылка по всем каналам может пробудить совесть. Хотя это и не факт.

6. Иметь запасной вариант. На случай, если удаленщик пропадет, нужно иметь возможность быстро переключиться на другого человека.

7. Распределение работ по нескольким командам. Часть работ можно отдать разным людям. Например, первый рисует дизайн, а второй — иконки; либо один верстает HTML, а другой занимается сложным JavaScript. Тут встают проблемы координации этих команд и сборки общего результата, но иногда это меньшее зло.

8. Работать одновременно с двумя субподрядчиками. Если работы сложные и средства позволяют — стоит отдать задачу сразу двум фрилансерам. Есть большой шанс, что один из них отколется по ходу работ. А значит и деньги вернет. Мы часто работаем по такой схеме с дизайнерами в режиме оплачиваемого тендера. Работа разбивается на два этапа — создание концепта и отрисовка всего списка страниц. Концепт оплачивается обоим в размере 15-20% от общего бюджета на дизайн. А вот продолжает работу тот, кто показал лучший результат и был более комфортен в работе.

9. Не спешить в выборе фрилансера. Понятно, что стоит посмотреть результаты работ и отзывы о работе с ним. Хотя не всегда можно ориентироваться на мнение неизвестного человека — заказчики тоже бывают неадекватными. Я выбрал для себя набор характеристик, которые имеют значение при выборе. И добавлю туда еще одну — ценность репутации для субподрядчика. Если фрилансеру есть что беречь, он не менее заинтересован в хорошем исходе событий.