Взгляд со стороны фрилансера. 10 проблем при работе с заказчиками.

12.10.07

За годы работы с заказчиками у меня скопилась маленькая “тележка” проблем при работе во фрилансе. Пришло время немного систематизировать эти знания. Приступим.

Проблема 1. Отсутствие техзадания.

К сожалению у 99% заказчиков нет никакого техзадания вообще. Поэтому это затрудняет реализацию конечного продукта, и вообще говоря, делает практически не возможным достижения какого-либо изначально запланированного результата по той простой причине, что на словах клиент может хотеть одно, а в результате - получается либо другое, либо куча проблем.

То, что техзадание отсутствует - основная головная боль для реализатора, ведь никак нельзя потом доказать, что сделано именно то, что нужно было.

Методы решения:

- предлагать написание техзадания, как отдельную услугу и закладывать ее в бюджет проекта

- просить клиента вернуться, когда у него будет техзадание

- предлагать описать более-менее формально в текстовом виде, что же все-таки требуется (Это на порядок лучше, чем если задание сформулировано только в устной форме) .

Проблема 2. Проблемы с финансами.

Основная часть заказчиков на данный день во фрилансе - частные лица. Это является ограничивающим фактором в плане оплат - очень часто бюджет отдельно взятого заказчика меньше, чем если бы Вы это делали для фирмы. А у фирм свои проблемы с фрилансерами - наличные деньги у них почти не вращаются, а оплату по безналу фрилансер может принимать только, если он зарегистрирован, как частный предприниматель. Поэтому в плане бюджетов - есть некоторые ограничивающие факторы. К счастью - ситуация меняется в лучшую сторону - те физлица, которые раньше пришли на рынок, вложили какую-то часть своих финансов - и теперь зарабатывают на своих же проектах, что позволяет бОльше финансов привлекать для разработки новых, доработки/усовершенствования старых проектов.

Методы решения:

- Регистрация себя, как частного предпринимателя. Но далеко не каждая фирма еще свяжется с частным предпринимателем - есть ньюансы с оплатой.

- Поиск “раскрутившихся” частных лиц, предложение им своих услуг.

Проблема 3. Нежелание платить предоплату.

К слову будет сказано - без предоплаты вообще не стоит работать с любым клиентом. Разве что только в начале фрилансерского пути. Либо выполнить мелкий кусок работы над проектом (в течении, например, часа), чтобы показать то, что Вы умеете заказчику (как альтернатива - тестовое задание).

Заказчики не желают платить предоплату по нескольким причинам:

а) не желают потерять время и деньги

б) этот заказчик является кидалой и хочет получить готовую работу и ничего не заплатить

Методы решения:

- можно предложить воспользоваться услугой сторонних сервисов для заключения безопасной сделки

- если заказчик не хочет платить по причине б) (проверяется “методом тыка”) - не работать с таким заказчиком.

- стать проверенным фрилансером с множеством позитивных отзывов и довольных клиентов - тогда риск для заказчика потерять время и деньги -> 0. Честный фрилансер, дорожащий репутацией никогда не кинет отдельно взятого заказчика, перечеркивая этим года работы на репутацию.

Проблема 4. Коммуникации.

С некоторым количеством клиентов общаться очень сложно - трудно найти общий язык - например они не грамотно пишут, не ясно выражаются, излишне эмоциональны, а иногда фрилансера и вовсе не уважают, считая его чуть ли не своим слугой, если ему заплачена некоторая сумма денег.

Методы решения:

- стараться избегать таких заказчиков - по моему опыту - ничего хорошего в конечном итоге с такими людьми не светит.

- взять себе менеджера и общение с клиентом перенести на его плечи.

- работать только при увеличенной плате за работу (для компенсации проблем в общении).

Проблема 5. Недоверие.

Клиенты никому не доверяют. Даже самим себе. Это удивительно - но факт. Хотя большая часть и успокаивается после первых этапов работы - некоторый процент не доверяет до самого конца - то, что они ищут подвоха - проскальзывает в любой их фразе, в любом письме, что существенно осложняет работу с таким клиентом.

Методы решения:

- Показать клиенту, что Вы - профессионал. Делайте все на 5+ и даже больше, чем требовалось по заданию.

- Попытаться с помощью общения свести негатив на нет - найти общий язык, общие темы, попытаться расположить человека к себе эмоционально.